История создания открытки в России




В России история создания открытки началась позднее. Лишь в 1872 году появились первые открытые письма. 


Вначале открытки были не иллюстрированными. На одной стороне открытки писали адрес, и наклеивалась марка, здесь также было напечатано правило: «На этой стороне кроме адреса не дозволяется ничего другого писать».


Вторая сторона предназначалась для письменного сообщения, на ней помещалась надпись: «Почтовое управление за содержание письма не отвечает». 


Они не были иллюстрированы и выполнялись на бумаге разных цветов.


Открытки, напечатанные на бумаге черного цвета, можно было отправлять как внутри города, так и в другие города, в зависимости от наклеенных марок. Открытки на коричневой бумаге были предназначены для отправки внутри города, а зеленые – для иногородних отправлений.

Следующей важной вехой в истории развития открытки в России стал 1894 год, когда министр внутренних дел России разрешил выпускать бланки открытых писем частного изготовления – до этого монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству.

Первыми иллюстрированными открытками в России стали фотографические видовые открытки с изображением достопримечательностей Москвы.

Известна серия из пяти таких открыток, на которой есть надпись, позволяющая их датировать:«Дозволено цензурой. Москва. 18 ноября 1895 года».

В России открытки стали настоящим произведением искусства, а искусство, как известно, не знает четких границ. Они стали прекрасным украшением интерьера, их коллекционировали, вклеивали в именные альбомы.


Можно смело сказать, что открытки дореволюционной России были ничем не хуже изысканных современных: их украшали засушенными цветами, бисером, блестками из борной кислоты, которые выглядели как настоящий снег, и даже ароматизировали.

В открытках, которые были предназначены для частных лиц, применялось тиснение и оформление золотой или серебряной крошкой, а деловые новогодние открытки были выдержаны в более простом и строгом стиле.

Данные относительно первых российских открыток немного разняться.

Некоторые историки считают, что создателем первой русской новогодней открытки был великий художник Николай Николаевич Каразин.

В некоторых источниках говорится, что они были выпущены в 1898 году общиной святой Евгении («Попечительный комитет о сестрах милосердия русско-турецкой войны»).

Другие источники отмечают более раннюю дату появления открытых писем – 1 января 1872 года.

Среди сюжетов рождественских и новогодних открыток преобладали изображения старых русских гаданий и обряды, хвойные леса и заснеженные крестьянские избушки, златоглавые церкви, Дед Мороз и Снегурочка на лихой тройке лошадей, весtлые детишки и прекрасные ангелы.

«Золотой век» открытки продлился ровно два десятилетия до Октябрьской революции, после чего открытка была названа «буржуазным предрассудком».


После 1917 года выпуск поздравительных открыток, как предмета быта буржуазного общества, был полностью прекращен. Но обычай посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого использовались любые иллюстрированные открытки. Собственно, несколько раз предпринимались попытки к изданию открыток с поздравлениями типа «с годовщиной Великой революции», но это нововведение как-то не прижилось.


По поводу появления первых советских поздравительных открыток существуют некоторые разногласия. Одни источники утверждают, что впервые они были изданы ограниченным тиражом к Новому, 1942 году.

По другой версии, в декабре 1944 из освобожденных от фашизма стран Европы советские солдаты стали присылать своим родственникам невиданные доселе красочные иностранные новогодние открытки, и партийное руководство решило, что нужно наладить производство собственной, «идеологически выдержанной» продукции. Как бы то ни было, но массовый выпуск новогодних открыток начался только в 50-х.


На первых советских новогодних открытках башни Кремля, Дед Мороз и Снегурочка. А уже через некоторое время промышленность выпускала широчайший ассортимент открыток, приятно радовавших глаз на витринах газетных киосков, заполненных традиционно неброской печатной продукцией. И пусть качество печати и яркость красок советских открыток уступали импортным, эти недостатки искупались оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников.

С открытками произошло то же, что и с советской мультипликацией – если в других сферах жизни социалистического общества господствовали стандарты и догмы, то тут, напротив, царило пестрое многообразие стилей и методов.


Конечно, не обходилось и без вплетения в новогоднюю тематику содержания газетных передовиц. Как шутливо замечает известный коллекционер Евгений Иванов, на открытках «советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он – железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, и пр.

Руки у него постоянно заняты делом — возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками…».
Возрождение открытки в России началось в 90-е годы. Именно тогда появились издательства, специализирующиеся на производстве открыток, которые не только продолжили историю художественной открытки в России, но и вывели российские открытки на новый уровень идей и качества производства.



Комментариев нет:

Отправить комментарий