Проект "Хлеб"

Актуальность
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Началось все с того, что во время обеда мы стали замечать, как небрежно дети относятся к хлебу: оставляют недоеденные куски, нарочно крошат хлеб на стол.  Конечно, дети наши городские и никогда не видели, как делают хлеб, не ощущают, не ценят того труда, что вложен в кусок хлеба, который они не доели, выбросили в помойку. Да и зачастую в семьях воспитанников отношение к хлебу не намного лучше — зачем ценить то, что доступно и недорого. Также мы заметили, что дети плохо едят ржаной хлеб и булочки с начинками.
И мы совместно решили организовать проект  под названием «Хлеб — всему голова», чтобы дети поняли ценность этого продукта, научились бережно, с уважением относиться к хлебу. Нам хотелось заинтересовать детей: рассказать им об истории создания хлеба, показать, какой сложный путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол, каким разнообразным бывает хлеб и какой хлеб любят в других странах.
 Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.
 Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.
Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее
Главная цель проекта: обогащать знания детей о хлебе, сформировать представления детей о выращивании хлеба, воспитание бережного отношения к хлебу, уважения к труду хлебороба и пекаря.
Создание условий для формирования у ребенка элементов познавательно- исследовательской деятельности, развивать стремление узнать   больше об основном продукте питания человека; расширение кругозора детей.
Идея проекта
Организуя непосредственно  образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей , необходимо  помнить, что  знания  и  умения, усвоенные  без  интереса  и  желания,  не  становятся  активным  достоянием  ребенка. Непосредственно  образовательная  деятельность  в ходе   проекта по духовно-нравственному воспитанию «Хлеб – всему  голова»  продолжается в других  видах  деятельности – как  самостоятельной, так  и  коллективной, для  того чтобы и  педагог, и  ребенок  ощущали  в  себе частицу  радости, эмоциональный  заряд,  а  главное- желание продолжать работу  над проектом
Участники проекта:
-дети  младшего, среднего и старшего возраста
 - воспитатели;
 - родители;
Вопросы:
Основополагающий:
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Что во главе стола стоит?
Вопросы проблемные:
Как люди выращивают хлеб?
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Проблемы (темы) самостоятельного исследования:
- Значение хлеба
- Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок
относиться к нему. 
Задачи проекта:
  • формировать представления детей о том , как выращивали хлеб раньше и сейчас;
  • формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий, вспомнить названия разных видов хлеба;
  • познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу:  продолжать знакомить детей с картинами известных художников; поддерживать интерес к литературным произведениям.
  • уточнить представление о свойствах муки, теста;
  • познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом; расширять кругозор детей на основе исторического материала, доступного их пониманию.
  • формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб.Расширять представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра.
  • Развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс). Учить различать и называть колосья разных злаковых культур.
  • Учить детей узнавать хлеб по вкусу и запаху, на картинках.
  • Расширять и активизировать словарь детей, упражнять в словообразовании.
  
Знакомство с хлебом проводили поэтапно.
Этапы проекта:
Проект  включает три основных этапа:

1-й — подготовительный «Рождение проблемы»: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования,, выбор оборудования и материалов,  работа с родителями;
 2-й — познавательный: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, досуг для детей и их родителей «Праздник хлеба».



Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к хлебобулочным изделиям.

2. Ребята будут бережно относиться к хлебу, будут стремиться к правильному поведению за столом.
3. У ребят сформируется представление о процессе выращивания и производства хлеба, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
4. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных хлебобулочных изделий.
5. К проекту будут привлечены родители. Просвещение родителей даст большой плюс в воспитании детей
.

Планирование непосредственно образовательной деятельности по образовательным направлениям

Речевое 

Художественно- эстетическое

Познавательное 

Совместная и самостоятельная деятельность Дополнительный материал к проекту

Хлеб всему голова( загадки,скороговорки, пословицы ....)

Домашние задание "Откуда хлеб пришел"

Все про хлеб

Как наши предки выращивали хлеб
Дидактические игры
Разрезные картинки

Пазлы
Узоры

Больше меньше
Игра "Найди тень"
Игра "Тропинка"

Игра "Мемори"

Комментариев нет:

Отправить комментарий