Как звери готовятся к зиме.

В статье Вы найдете речевые логические задачи, рассказы, сказки, стихи в картинках, опыты, пальчиковый театр и инсценировки-диалоги для детей на тему «Как звери готовятся к зиме». Эта тема помогает ребенку не только узнать новую интересную информацию о том, как звери готовятся к зиме, но и научиться видеть взаимосвязи в окружающем мире. Например, становится холодно – поэтому насекомые прячутся – поэтому птицы улетают на юг, ведь корма для них нет. Или другая взаимосвязь - зайчик меняет шубку на белую, чтобы не видно было его на белом снегу зимой. Из материала статьи Вы легко выберете именно то, что заинтересует Вашего ребенка: для малышей 3-4 лет – игры, стихи, картинки, мультфильм, для детей 5-6 лет к ним можно добавить логические речевые задачи, природоведческие рассказы. Не спешите рассказать ребенку как можно больше! Главное – чтобы ему было интересно, чтобы он не просто слушал и запоминал, а сам думал, размышлял, задавал вопросы, придумывал и разыгрывал диалоги.
Как звери готовятся к зиме.

Как звери готовятся к зиме: опыты, рассказы, стихи, речевые логические задачи, картинки для детей

В статье Вы найдете:
  1. Опыты для детей «Почему заяц летом серый, а зимой белый?», «Какая шуба теплее?»
  2. Как заяц готовится к зиме?
  3. Как медведь готовится к зиме?
  4. Как ежик готовится к зиме?
  5. Презентацию для рассматривания картинок с детьми.
  6. Стихи, рассказы, задания для детей.
О том, как другие звери готовятся к зиме.  Вы можете прочитать в продолжении статьи. Ссылка на продолжение дана в конце статьи.

Как рассказать ребенку о том, как звери готовятся к зиме?

Здесь Вы найдете много материалов по теме «Как звери готовятся к зиме». Это сделано для того, чтобы каждая мама могла выбрать именно то, что интересно ее малышу! Не нужно знакомить ребенка сразу же со всеми животными. Сначала познакомьте с 2-3 зверьками, загадайте о них логическую задачку. Рассмотрите картинки. Разыграйте диалог между ними, в котором звери друг другу рассказывают о своих осенних делах. А потом, когда малыш уже освоится,  познакомьте со следующим животным.
Заниматься с ребенком по этим материалам можно в любой последовательности. Но речевые логические задачи рассчитаны на закрепление уже имеющихся представлений детей, поэтому используются в конце беседы с малышом как ее итог, как творческая задачка на применение полученных знаний.
Статья состоит из двух частей. Ссылку на вторую часть темы «Как звери готовятся к зиме» Вы найдете в конце статьи.
В добрый путь! Желаю новых открытий!

Опыты на тему «Как звери готовятся к зиме».

Опыт 1. Почему заяц зимой белый?

«Летом – серый, зимой – белый»,  — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос даже трехлетний ребенок может найти сам, если показать ему один очень простой и интересный опыт.
  • Вырежьте из белой бумаги силуэт зайчика (сделайте так, чтобы ребенок не видел, как и что Вы вырезаете, это сюрприз для него!).
  • Положите силуэт зайчика на лист белой бумаги. Прикрепите. Можно чуть приклеить клеящим карандашом. Но я делаю по-другому. Я использую пластиковую массу  Uni patafix. Берем кусочек массы (по консистенции она напоминает пластилин), прикрепляем силуэт на фон. После проведения опыта можно будет отлепить. Один и тот же кусочек массы используется многократно и не оставляет никаких следов. Очень удобная вещь, которая продается в канцелярских магазинах и в интернет-магазинах.
  • Белый силуэт зайчика прикреплен на белый фон. Теперь всё готово и можно подозвать  малыша к себе. Скажите, что Вы придумали для него загадку. Вы сейчас покажете кого-то, а он попробует догадаться, кто это.
  • Отойдите как можно дальше — в другой конец комнаты и быстро покажите Вашу картинку малышу  (секунд на пять максимум). Кто же это? Скорее всего ребенок скажет, что ничего не видно или плохо видно. Покажите еще раз, но держите картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно? Или малыш все-таки узнал, кто это? Спросите ребенка, почему так трудно догадаться, кто это?
  • А теперь открепите силуэт и положите на зеленый фон. Покажите ребенку тоже издалека. О! Сразу же понятно, что это заяц!
  • Спросите малыша, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).
зачем зайчику белая шубка материал для опыта

Опыт 2. Почему белка меняет шубку зимой?

Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого цвета и рыжего цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом фоне и на рыжем фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Пусть малыш сам догадается на основе этого опыта.

Опыт 3. Какая шубка теплее?

В холодную погоду возьмите на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю. А другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть малыш сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объясните, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!

Рассказы, стихи и развивающие задания для детей на тему «Как звери готовятся к зиме»

Заяц.

Как звери готовятся к зиме. Заяц.
Осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от волка!

Зайчик. Александр Блок.

Маленькому зайчику
На сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На жёлтые листочки.
Хмурая, дождливая
Наступила осень,
Всю капустку сняли,
Нечего украсть.
Бедный зайчик прыгает
Возле мокрых сосен,
Страшно в лапы волку
Серому попасть…
Думает о лете,
Прижимает уши,
На небо косится –
Неба не видать…
Только б потеплее,
Только бы посуше…
Очень неприятно
По воде ступать!
Радуется ли зайчик осени и зиме? Почему?
Детям постарше можно рассказать о том, что осенью у зайчихи появляются маленькие зайчатки. Это происходит во время листопада и поэтому у них очень красивое имя. Их называют… (пусть малыш придумает свое имя для зайчаток, проявит словотворчество). Похвалите его за любые варианты, а потом сообщите как действительно называют таких зайчат. Их называют вот как красиво – «листопаднички» !
Зайчиха и зайчонок.
Зайчиха кормит своих зайчат – листопадничков и убегает, оставляя их одних. Зайчатки, затаясь, сидят под кустом. Зачем же зайчиха их бросает? Оказывается, она бросает их, чтобы по ее следам зайчат не нашел дикий зверь! Этим она их спасает! Ведь зайчатки  запаха не имеют, и их никто почуять не может. А вот зайчиха имеет запах и ее могут почуять враги!
Молоко у зайчихи очень вкусное, и зайчаткам его хватает на три дня! А потом их находит зайчиха. Зайчихи кормят не только своих деток, но и чужих зайчат. Кормят и убегают, чтобы не привлечь к малышам врагов!
Заяц зимой.
Прочитайте малышу сказку о зайчонке — листопадничке и о том, как он в первый раз встречал зиму. Из этой сказки малыш узнает, как разные звери готовятся к зиме.

 Скребицкий Г.А. Сказка «Всяк по-своему».

Летом в лесу, на полянке, у длинноухой зайчихи родился зайчонок. Родился он не беспомощный, голый, как какие-нибудь мышата или бельчата, совсем нет. Он явился на свет в серой пушистой шёрстке, с открытыми глазками, такой шустрый, самостоятельный, сразу же мог бегать и даже прятаться от врагов в густой траве.
— Ты у меня молодец, — сказала ему зайчиха на зайчином своём языке. — Лежи здесь тихонько под кустиком, никуда не бегай, а если начнёшь бегать, скакать, на земле от твоих лапок следы останутся. Наткнётся на них лиса или волк, сразу тебя по следу найдут и съедят. Ну, будь умник, отдыхай, набирайся побольше сил, а мне нужно побегать, лапки размять.
И зайчиха, сделав большой прыжок, ускакала в лес. С тех пор зайчонка кормила не только родная мать, но и другие зайчихи, те, что случайно забегали на эту полянку. Ведь у зайцев так исстари завелось: наткнётся зайчиха на малыша, ей всё равно, свой ли, чужой, обязательно молоком покормит.
Скоро зайчонок совсем окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу, знакомиться с его обитателями — птицами и зверьками.
Стояли погожие дни, еды кругом было вволю, а в густой траве, в кустах легко спрятаться от врагов.
Зайчишка жил себе, не тужил. Так, ни о чём не заботясь, и прожил косой тёплое лето.
* * *
Но вот наступила осень. Захолодало. Пожелтели деревья. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. Потом листья опускались на землю. Они лежали там неспокойно: всё время возились, перешёптывались между собой. И от этого лес наполнился тревожным шорохом.
Зайчишка почти не мог уснуть. Каждую минуту он настораживался, прислушивался к подозрительным звукам. Ему всё казалось, что это не листья шуршат от ветра, а кто-то страшный подкрадывается к нему из-за кустов.
Заяц и днём часто вскакивал, перебегал с места на место, отыскивал укрытия понадёжней. Искал и не находил.
Зато, бегая по лесу, он повидал много нового, интересного, чего раньше летом никогда не видывал. Он заметил, что все его лесные знакомцы — звери и птицы — о чём-то хлопочут, что-то делают.
Однажды он встретил белку, но она не прыгала, как обычно, с ветки на ветку, а спустилась на землю, сорвала гриб подосиновик, потом схватила его покрепче в зубы и вместе с ним вскочила на дерево. Там белка засунула гриб в развилку между сучками.
Зайчишка увидел, что на этом же дереве уже висит несколько грибов.
— Зачем ты их рвёшь и вешаешь на сучки? — спросил он.
— Как — зачем? — ответила белка. — Скоро придёт зима, всё кругом покроется снегом, тогда трудно будет достать еду. Вот я теперь и спешу заготовить побольше запасов. Сушу на сучьях грибы, собираю в дуплах орехи и жёлуди. А ты разве сам не запасаешь на зиму еду?
— Нет, — отвечал зайчишка, — я не умею этого делать. Мама-зайчиха меня не научила.
— Плохи твои дела, — покачала головой белка. — Тогда утепли хоть получше своё гнездо, заткни мохом все щели.
— Да у меня и гнезда нет, — смутился зайчишка. — Я сплю под кустиком, где придётся.
— Ну, это уж никуда не годится! — развела лапками хозяйственная белка. — Не знаю, как ты зиму перезимуешь без запасов еды, без тёплого гнёздышка.
И она вновь принялась за свои хлопоты, а зайка грустно запрыгал дальше.
Уже наступил вечер, заяц добрался до глухого оврага. Там он остановился и чутко прислушался. Вниз по оврагу с лёгким шумом то и дело скатывались небольшие комочки земли.
Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это барсук хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.
— Здравствуй, косой, — ответил барсук. — Ты всё скачешь? Ну сядь, посиди. Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.
— А зачем ты её выгребаешь? — поинтересовался зайчишка.
— К зиме нору чищу, чтобы просторней была. Вычищу, потом моху, опавшей листвы туда натаскаю, устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полёживай.
— А мне белка советовала к зиме гнездо устроить, — сказал заяц.
— Не слушай её, — махнул лапой барсук. — Это она у птиц научилась на деревьях гнёзда вить. Пустое занятие. Зверям нужно в норе жить. Вот так, как я живу. Помоги мне лучше прорыть запасные выходы из норы. Устроим всё, как нужно, заберёмся в нору, вместе зимовать будем.
— Нет, я не умею нору копать, — ответил зайчишка. — Да и сидеть под землёй в норе не смогу, я там задохнусь. Лучше под кустиком отдыхать.
— Вот мороз тебе скоро покажет, как под кустиком отдыхать! сердито ответил барсук. — Ну, не желаешь мне помогать, тогда беги куда хочешь. Не мешай мне жилище устраивать.
Побежал зайка дальше, выбежал на берег лесной речушки. Выбежал и насторожился.
Невдалеке от воды кто-то большой, неуклюжий возился возле осинки. «Бобр, он самый и есть», — разглядел заика и в два прыжка очутился возле него.
— Здравствуй, приятель, что ты тут делаешь? — спросил зайчишка.
— Да вот тружусь, подгрызаю осину, — не спеша отвечал бобр. Повалю на землю, тогда начну обкусывать сучья, стаскивать в речку, хатку свою к зиме утепляю. Видишь, на островке мой домик — он весь из сучьев построен, а щели илом промазаны, внутри у меня тепло, уютно.
— А как же в твой домик войти? — спросил Зайчишка. — Входа нигде не видно.
— Вход в мою хатку устроен внизу, под водой. Доплыву я до островка, нырну до самого дна, там и вход в свой домик найду. Лучше нет звериного домика, чем моя хатка. Давай вместе её утеплим к зиме, вместе и зимовать будем.
— Нет, — отвечал зайчишка, — нырять и плыть под водой я не умею, сразу же утону, лучше я под кустиком перезимую.
— Зря не хочешь со мной зимовать, — отвечал бобр и принялся грызть осинку.
А зайчишка заковылял дальше, прочь от реки, обратно в лес.
Вдруг что-то как зашуршит в кустах! Косой уже хотел броситься наутёк, но тут из опавшей листвы выглянул старый знакомец — ёжик.
— Здорово, дружище! — крикнул он. — Ты что это такой невесёлый, уши развесил?
— Огорчили меня приятели, — отвечал зайчишка. — Говорят, нужно на зиму тёплое гнёздышко или хатку строить, а я не умею.
— Хатку строить? — рассмеялся ёжик. — Вот глупости! Ты лучше делай так, как я делаю: каждую ночь я поплотней наедаюсь, запасаю побольше жиру, а когда достаточно запасу, тут меня начнёт в сон клонить. Заберусь я тогда в опавшие листья, в мох, свернусь клубком да и засну на всю зиму. А когда спишь, тогда ни мороз, ни ветер тебе не страшны.
— Нет, — отвечал зайчишка, — проспать я всю зиму не смогу. Сон у меня чуткий, тревожный, я поминутно от каждого шороха просыпаюсь.
— Ну, тогда делай как знаешь, — ответил ёжик. — Прощай, мне пора местечко себе для зимнего сна присмотреть.
И зверёк снова скрылся в кустах.
Поплёлся зайчишка дальше по лесу. Бродил, бродил. Уже и ночь прошла, утро настало. Выбрался он на полянку. Глядит — на ней много много дроздов собралось. Все деревца облепили и по земле скачут кричат, трещат, спорят о чём-то.
— О чём вы спорите? — спросил зайчишка дрозда, который сидел к нему поближе.
— Да вот обсуждаем, когда нам лететь отсюда на зиму в тёплые страны.
— А разве в нашем лесу вы зимовать не останетесь?
— Что ты, что ты! — удивился дрозд. — Зимой выпадет снег, укроет всю землю и ветви деревьев. Где же тогда еду раздобыть? Летим с нами на юг, там зимою тепло и всякой еды вволю.
— Ты разве не видишь, у меня и крыльев нет, — грустно ответил заяц. — Я ведь зверёк, а не птица. Звери летать не умеют.
— Вот и неправда, — возразил дрозд. — Летучие мыши тоже зверьки, а летают не хуже нас, птиц. Они уже улетели на юг, в тёплые страны.
Зайчишка ничего не ответил дрозду, махнул только лапкой да и побежал прочь.
«Как же я зимовать буду? — тревожно думал он. — Все звери и птицы каждый по своему к зиме готовятся. А у меня нет ни тёплого гнёздышка, ни запасов еды, и лететь на юг я не сумею. Наверное, мне придётся умереть от голода и холода».
* * *
Прошёл ещё месяц. Кусты и деревья сбросили последние листья. Наступила пора дождей, холодов. Лес сделался хмурым, унылым. Большинство птиц улетело в тёплые страны. Звери попрятались в норы, в гнёзда, в логовища. Невесело было зайчишке в пустом лесу, да к тому же с ним приключилась беда: зайка вдруг заметил, что шкурка на нём начала белеть. Летняя, серая шерсть сменялась новой — пушистой, тёплой, но зато совсем белой. Сперва побелели задние ноги, бока, потом спинка и, наконец, голова. Только кончики ушей остались чёрными.
«Как же мне теперь от врагов прятаться? — с ужасом думал заяц. В белой шубе меня и лисица и ястреб сразу заметят». И зайчишка забивался в самую глушь, под кусты, в болотистые заросли. Однако и там белая шубка легко могла его выдать зоркому глазу хищника.
Но вот однажды, когда зайчишка лежал, забравшись под кустик, он увидел, что всё кругом как-то вдруг потемнело. Небо укрыли тучи; однако из них не закапал дождь, а посыпалось что-то белое и холодное.
Первые снежинки закружились в воздухе, стали садиться на землю, на блёклую траву, на голые сучья кустов и деревьев. С каждой секундой снег падал всё гуще и гуще. Уже невозможно было разглядеть ближайшие деревья. Всё утонуло в сплошном белом потоке.
Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось, выглянули звёзды, яркие и лучистые, как голубые морозные иглы. Они осветили поля и леса, принаряженные, укрытые белым покровом зимы.
Уже давно наступила ночь, а зайчишка всё лежал под кустом. Ему страшно было выбраться из своей засады и отправиться на ночную прогулку по этой необычно белой земле.
Наконец голод всё же заставил его покинуть убежище и поискать еду.
Найти её было не так уж трудно — снег только слегка прикрыл землю и даже не спрятал самых маленьких кустиков.
Но случилась совсем другая беда: едва зайчишка выскочил из-под кустов и перебежал полянку, он с ужасом увидал, что всюду за ним тянется вереница его следов.
«По таким следам любой враг меня легко может найти», — подумал косой.
Поэтому, когда под утро он снова отправился на дневной отдых, зайка ещё тщательнее, чем раньше, запутал свои следы.
Только проделав это, он спрятался под кустик и задремал.
Но зима принесла с собой не одни огорчения. Когда рассвело, зайчишка с радостью увидал, что его белая шубка совсем незаметна на белом снегу. Зайка будто оделся в шубку-невидимку. К тому же она была куда теплее его летней серенькой шкурки, отлично спасала от мороза и ветра.
«Зима не так уж страшна», — решил зайчишка и спокойно задремал на весь день до вечера.
Но таким приятным оказалось только начало зимы, а потом дело пошло всё хуже и хуже. Снегу нападало очень много. Его почти невозможно было разрыть, чтобы добраться до уцелевшей зелени. Зайчишка напрасно бегал по высоким сугробам в поисках пищи. Не часто удавалось ему пожевать какую-нибудь торчавшую из-под снега веточку.
Однажды, бегая в поисках еды, заяц увидел лесных великанов лосей. Они спокойно стояли в осиннике и с аппетитом обгладывали кору и побеги молодых осинок.
«Дай-ка и я попробую, — подумал зайчишка. — Только вот беда: у лосей ноги высокие, шеи длинные, им легко дотянуться до молодых побегов, а я как же достану?»
Но тут ему на глаза попался высокий снежный сугроб. Зайчишка вскочил на него, встал на задние лапы, легко дотянулся до молодых, тонких веточек и стал их обгладывать. Потом и кору осинки погрыз. Всё это ему показалось очень вкусным, и он наелся досыта.
«Значит снег большой беды не наделал, — решил косой. — Он спрятал траву, но зато позволил добраться до веток кустов и деревьев».
Всё было бы ничего, вот только мороз и ветер начали донимать зайчишку. Не спасала его даже тёплая шубка. От стужи некуда было спрятаться в голом зимнем лесу.
«Ух, как холодно!» — говорил косой, бегая по лесной полянке, чтобы немного согреться.
Наступил уже день, давно пора отправляться на отдых, а заяц всё никак не мог разыскать себе место, чтобы укрыться от ледяного ветра.
На самом краю поляны росли берёзы. Вдруг зайчишка увидел, что на них спокойно расселись и кормятся большие лесные птицы — тетерева. Они прилетели сюда, чтобы полакомиться серёжками, которые висели на концах тонких ветвей.
— Ну, наелись — пора отдохнуть, — сказал старый тетерев своим собратьям. — Скорей спрячемся в норки от сердитого ветра.
«Какие же могут быть норки у тетеревов?» — удивился зайчишка.
Но тут он увидел, что старый тетерев, сорвавшись с ветки, комом упал прямо в снег, будто в воду нырнул. Точно также поступили и другие тетерева, и скоро вся стая скрылась под снегом.
«Неужели же там тепло?» — удивился зайчишка и решил тут же попробовать вырыть себе снежную норку. И что же? В норке под снегом оказалось куда теплее, чем на поверхности. Ветер не продувал, да и мороз донимал много меньше.
С этих пор зайчишка вполне освоился с тем, как ему зимовать. Белая шубка в белом лесу укрывала его от глаз врага, сугробы снега помогали добраться до сочных побегов, а глубокая норка в снегу спасала от холода. Зайчишка чувствовал себя зимою среди заснежённых кустов не хуже, чем летом в зелёных цветущих зарослях. Он даже и не заметил, как миновала зима.
* * *
И вот снова пригрело солнце, растопило снег, вновь зазеленела трава, распустились листья на кустах и деревьях. Из южных стран возвратились птицы.
Хлопотунья белка вылезла из гнезда, где пряталась зимою от холода. Выбрались из своих убежищ барсук, бобр и колючий ёжик. Каждый из них рассказал о том, как он проводил долгую зиму. Каждый считал, что провёл её лучше других. И все вместе они удивлялись, глядя на зайца. Как же, бедняга, он зимовал без тёплого гнёздышка, без норы, без съестных запасов? А зайка слушал своих друзей да только посмеивался. Ведь ему совсем неплохо жилось зимой в его белоснежной шубке-невидимке.
На нём и теперь, весною, тоже была шубка-невидимка, только другая, под цвет земли — не белая, а серенькая.
Посмотрите с ребенком мультфильм о зайчонке — листопадничке «Пугали зайцы зайчонка».
Задание 1. Обсудите с малышом, что в этом мультфильме правда, а что — сказка. Например, правда, что зайчонок меняет шубку. Но сказка, что он ее меняет как люди. Зайчонок линяет, а не переодевается! Другой пример. Правда, что новая шубка у зайчика появляется не сразу, а по частям. Но сказка — что зайчик может «переодеться» в новую шубку за минутку. Что еще в этом мультфильме — быль, правда, а что сказка?
Задание 2. После просмотра мультфильма поиграйте в игру «Так бывает или нет?» Вы задаете вопрос, а ребенок отвечает на него либо «Трик-трак, это так!», либо»Трик-трак, это не так!». Гиперактивные дети любят отвечать с движением, например, притопывать ногой и прихлопывать в ритм или даже подпрыгивать, отвечая на вопросы. Позвольте им это делать с удовольствием и радостью. Это только помогает игре и ничуть не мешает! 
Примерные задания для игры.
Первая фраза — задание взрослого, вторая фраза — ответ малыша.
- Зайчонок к зиме шубку меняет.
- Трик-трак, это так!
-Зайчонок в избушке живет.
-Трик-трак, это не так!
-Зайчонок живет вместе с зайчихой.
-Трик-трак. это не так!
-Зайчонок дружит с волком.
-Трик-трак, это не так!
-Листопадничек никогда не видел зимы.
-Трик-трак, это так!
Придумайте любые свои вопросы. В этой игре дети с удовольствием ответят на них, а заодно мы закрепим представления, которые есть у ребенка об окружающем мире.  По своему опыту знаю, что дети эту игру очень любят, просто обожают! Если будете играть с несколькими детьми, то можно играть так: за ошибку игрок выходит из игры и присоединяется к ведущему. Кто остался до последнего в игре и ни разу не ошибся — тот и выиграл!
При игре с большой группой детей можно ввести  движения.  На слова «Трик-трак, это так!» — дети хлопают в ладоши. На слова «Трик-трак, это не так» — они убирают руки за спину и топают ногами в ритм фразы. Тогда Вы будете очень точно видеть, кто ошибся, а кто нет!
О том, как зайцы живут зимой, Вы можете прочитать в статье «Как зимует заяц» (познавательные рассказы и сказки в картинках и задания для детей

Медведь.

Как звери готовятся к зиме. Медведь.
Медведь осенью тоже готовится к зиме. Зимой он будет спать в берлоге, но ведь дом — берлогу сначала надо подготовить! Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутом с корнями деревом в сухом месте.
Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы.  Если кто-то рядом есть, то медведь ни за что не пойдет в свою берлогу! Будет ждать, когда все уйдут и путать свои следы!
Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Интересно, что медведи ложатся спать головой к югу.
Медведь в берлоге.Осенью медведю надо много есть, чтобы пережить зиму. Любят мишки  ходить осенью на овсяные поля и лакомиться овсом. Наверное, мама тебе готовит кашу из овса? Такая каша называется «Геркулес», потому что она дает человеку много силы. Овес дает силу и людям, и зверям, и птицам. Поэтому овес так нужен осенью мишкам! Наедается мишка осенью не только овсом, но и рыбой, муравьями, жуками, осенними ягодами, чтобы на всю зиму хватило.
Перед зимней спячкой медведи тоже меняют шубу на зимнюю, теплую, густую, длинную и пушистую. Только шуба у медведей и летняя, и зимняя одного и того же цвета.
Засыпает медведь не сразу, в холодную зиму спит крепко, а вот в оттепель спит чутко.
Почему медведь спит зимой? В. Орлов
-Мишка, мишка, что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому что снег и лед –
Не малина и не мед!

Медведь. И. Токмакова
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на елке – снег, снег,
И под елкой – снег. Снег.
А под снегом спит медведь!
Тише, тише. Не шуметь!
Посмотрите с ребенком мультфильм — сказку о медвежонке «Первая зима». Почему это сказка, а не рассказ (в сказке многое придумано, а в рассказе говорится о том, что бывает на самом деле). Что из мультика — сказка, а что существует на самом деле?

Еж

Как часто мы видим в мультфильмах радостного ежика, несущего грибы на своих иголках. Но  на самом деле ежик готовится к зиме совсем по-другому!
Еж осенью
Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик  нанизывает себе на  спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной!
Есть и еще один миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это тоже не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ежиков. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит!
Еж. И. С. Соколов – Микитов.
Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, через лесные открытые поляны пробирается в свое логово еж.
Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и черные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.
В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик еж теплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору под старым пнем душистые сухие листочки и мягкий лесной мох — стелет зимнюю постель.
Скоро заберется еж в свое логово на всю долгую зиму. Больше не станет бегать по лесу, ловить червей и жуков.
Придет зима, накроет его нору глубокий снежный сугроб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом тепло ежу.
Никто не найдет его логова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит еж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.
Бедный ёжик. В. Осеева.
Спит медведь,
Уснула галка,
Сон сморил лису.
Я не сплю
Мне очень жалко
Ежика в лесу
Бедный ежик,
Бедный ежик.
По ночам не спит!
Весь в иголках,
Лечь не может,
Сядет и сидит.
На бочок приляжет — колко,
Колется спина.
Я б не мог всю ночь под елкой
Просидеть без сна.
Как себя он спать уложит?
Снял бы шкурку прочь!
Бедный ежик,
Бедный ежик,
Как тебе помочь?

Действительно ли ежик не может спать в своей шубке из иголок? Как спит ежик? (Он сворачивается в клубок, и поэтому не боится врагов. Он надежно защищен иголками! А спит он на мягкой подстилке из листьев и меха, ему уютно и удобно)
Ежик зимой.
О том, как готовятся к зиме бобр, барсук, мышка, лиса и волк, как сделать пальчиковый театр по теме «Как звери готовятся к зиме», какие инсценировки — разговоры зверей можно придумать и разыграть с помощью пальчикового театра Вы узнаете из продолжения статьи — ее второй части  «Как животные готовятся к зиме. Часть 2″!
В четвертой части Вы найдете видео для детей о том, как звери, птицы готовятся к зиме по рассказу Г. Скребицкого «Кто как к зиме готовится».
Картинки из всех статей сайта по теме «Как звери готовятся к зиме» в хорошем разрешении и высоком качестве Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под видеозаписями группы). Презентацию можно редактировать.
Картинки для рассматривания с детьми и бесед с ними по материалам этой статьи Вы найдете в презентации ниже.
Замечательный и уникальный ролик про медвежат. О том, как совсем малюсеньких медвежат, оставшихся без мамы, спасают люди, кормят их, учат и отправляют жить на природу. Вы увидите, как медвежата знакомятся с миром, учатся есть овес, строить берлоги, защищаться! Это своеобразный медвежий «детский садик» в Тверской области, в котором работает семья  Пажетновых — ученых — биологов.  Ролик сделан с величайшей любовью к природе. Ведет передачу известный писатель Василий Песков, многим знакомый как ведущий программы «В мире животных».  Хорошего настроения от просмотра! Такие ролики несут позитив и оставляют тепло в душе надолго!


Еще  интересный материалом для развития детей и ознакомления их с окружающим миром. В этой статье Вы найдете:
  1. Как белка готовится к зиме?
  2. Как бобр готовится к зиме?
  3. Как барсук готовится к зиме?
  4. Как мышка готовится к зиме?
  5. Как лиса и волк готовятся к зиме?
  6. 4 речевые упражнения для детей.
  7. Игры — драматизации.
  8. Как легко и быстро сделать пальчиковый театр для инсценировок лесных разговоров и диалогов?
  9. Стихи, картинки, рассказы для детей о животных
Если Вы хотите узнать, как насекомые и птицы готовятся к зиме, то приглашаю Вас  посмотреть диафильм по рассказу Г. Скребицкого «Всяк по-своему». Ссылку Вы найдете в конце статьи.
Желаю интересного путешествия в мир животных и новых открытий!

Белка.

Белка. Как звери готовятся к зиме.
Как готовит себе корм на зиму белка, знают почти все дети, ведь во всех мультфильмах показано, как она развешивает на ветках деревьев грибы, сушит их на пнях. А еще она собирает орехи, желуди, шишки. Куда же белочка их прячет? Под пни, под корни деревьев, в дупла, в мох.
К зиме белки готовят и свои дома. Дом у белок называется «дупло». Но если дупла нет, то белка строит себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее.  Она затыкает мхом и травой щели. Гнездо белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался.
Зимняя шубка у белки серебристая, похожая на снег. А летом – рыжая. Как провести простой и интересный для малышей опыт, показывающий ребенку, зачем белка меняет рыжую шубку на серебристую  Вы уже читали в первой части нашего разговора. Малышу понравилось угадывать?
Белка зимой и летом. Картинка для детей.

Белкина сушильня. В. Бианки.

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых  гнезд  на  деревьях.   Там у нее сложены лесные орешки и шишки.
Кроме того, белка собрала  грибы  -  маслята  и  березовики.  Их  она насадила на обломанные сучочки  сосен  и  сушит  впрок.  Зимой  она  будет бродить по ветвям и подкрепляться сушеными грибами.

Г. Скребицкий.

Вот вы идёте поздней осенью по лесу среди голых, облетевших   деревьев.   Смотрите,   на   ветках   одного из  них что-то темнеет;  кажется,  засохшие листья.
Нет, это не листья, а высохшие грибы.
Кто же занёс их на дерево? Это работа хлопо­туньи белки. В конце лета и осенью она собирает грибы — готовит себе пищу на зиму.
За осень грибы на сучьях провянут и засохнут, да так и останутся там висеть до тех пор, пока в один из зимних дней белка их не разыщет и не съест.
Помимо грибов белка заготовляет себе на зиму и другую еду. Она рассовывает по дуплам, по древесным щёлкам орехи и жёлуди. Всё это ей при­годится в зимнюю бескормицу.
К зиме белки не только запасают еду: они за­ботятся об утеплении своих жилищ. С наступлением осени хлопотливые зверьки затыкают увядшей тра­вой и мхом щели в гнёздах. Каждую дырочку заткнут. Ну, теперь всё готово, можно и зиму встре­чать.
Запасают к зиме еду белки, бурундуки, хомяки и многие другие животные.

Бобр.

Как звери готовятся к зиме. Бобр и его хатка.
Бобры.А. Л. Барто 
Хожу я с самого утра,
Расспрашиваю всех:
— Какая шерстка у бобра?
Какой, скажите, мех?
А это правда, что бобры
Возводят крепости-бугры
И прячут там бобрят?
А верно говорят,
Что там лежат у них ковры
Из трав душистых и коры?
Спросил я маму про бобра,
Но на работу ей пора.
Я вижу дворника вдали,
Он подметает двор.
— Вы мне сказать бы не могли:
А где живет бобер? —
А дворник мне: — Не стой в пыли,
Отложим разговор.
Не отрываясь от игры,
Играя в домино,
Сосед смеется: — Где бобры?!
Их не встречал давно.
Скажите, будьте так добры,
Скажите, где живут бобры?

А ты знаешь, где живут бобры? Как бы ты ответил этому мальчику на его вопросы?
Бобр – удивительное животное! Его называют даже «Королем грызунов»! У бобра хвост лопаточкой, острые зубы. Своими зубами бобр может даже перегрызть дерево! Бобры умеют плавать, а шубка у них особая – она не промокает в воде! Бобры заботятся о своей шубке  и тщательно за ним ухаживают. Они расчесывают его передними лапками, зубами и коготочками задних лапок. А вот спинку расчесывать им помогают другие бобры, ведь до спины самому не дотянуться! Как и тебе, наверное, спинку помогает натереть мочалкой мама, когда ты моешься!
Дом бобра называется «хаткой». Бобры строят дом из веток и сучьев. Дом бобров очень прочный, ведь все веточки он скрепляют глиной, илом. В хатку можно зайти только под водой.
Бобры живут семьями. Осенью у них много дел – надо подготовить к зиме плотину, отремонтировать ее, заготовить много веток и сложить их около своего домика – «хатки». Это их «еда» на зиму. «Еду» они хранят под водой около своего дома. А еды зимой им понадобится очень много! Ведь бобры зимой не спят, и им нужно есть! Зимой бобры плавают под водой и едят корни водных растений и свои осенние заготовки корма – припасенные ветки.

Барсук.

Барсуки. Картинки о животных для детей.
Под березой на горе… Тимофей Белозеров
Под берёзой на горе
Спит барсук в своей норе.
А нора у барсука
Глубока-преглубока.
Барсуку тепло и сухо,
Целый день ласкают ухо
Шум берёзовых ветвей
Да сопение детей:
На подстилке крепко спят
Мальчики с усами
И от сытости сопят
Влажными носами…
Скрипнет ветка или сук –
Приоткроет глаз барсук.
Чутким ухом поведёт,
Усмехнётся и уснёт:
Ведь нора у барсука
Глубока…

Барсук тоже готовит свой дом к зиме. Дом барсука – нора. Осенью барсук ремонтирует дом, приносит сухую траву, мох, листья и готовит себе на зиму теплую и мягкую постель. Как у нас на кровати есть матрац и подушка, чтобы было мягко и удобно спать, так и барсук хочет сделать свою постель мягкой и удобной.
Барски в норе.
А еще барсук запасает себе еду на зиму, сушит ее и прячет в нору. Запасает он желуди, семена, корни растений.
К зиме барсук засыпает в своей норке.
Барсуки. И. Соколов-Микитов.
Когда-то барсуков много водилось в наших русских лесах. Обычно они селились в глухих местах, возле болот, рек, ручьёв. Для своих нор барсуки выбирали высокие, сухие, песчаные места, которые не заливали вешние воды. Барсуки рыли глубокие норы. Над их норами росли высокие деревья. Из нор было несколько выходов и входов. Барсуки очень опрятные и умные звери. Зимою они, так же как ежи и медведи, впадают в спячку и выходят из нор только весной.
Помню, ещё в детстве отец водил меня смотреть жилые барсучьи норы. Вечером мы прятались за стволами деревьев, и нам удавалось видеть, как выходят на промысел старые коротконогие барсуки, как у самых нор играют и возятся малые барсучата.
В лесу по утрам мне не раз приходилось встречать барсуков. Я смотрел, как осторожно пробирается барсук у стволов деревьев, обнюхивает землю, разыскивая насекомых, мышей, ящериц, червяков и другой мясной и растительный корм. Барсуки не боятся ядовитых змей, ловят их и поедают. Барсуки не уходят далеко от норы. Они пасутся, охотятся вблизи подземного жилища, не надеясь на свои короткие ноги. Барсук по земле ходит тихо, и не всегда удаётся услышать его шаги.
Барсук безобидное и очень полезное животное. К сожалению, в наших лесах барсуков теперь почти не стало. Редко где в глухом лесу сохранились населённые барсучьи норы. Барсук умный лесной зверь. Он никому не причиняет вреда. К неволе барсук привыкает трудно, и в зоопарках днём барсуки обычно спят в своих тёмных конурах.
Очень интересно, найдя норы, следить за жизнью их обитателей.
Я никогда не охотился на миролюбивых барсуков, но иногда находил их лесные жилища. Живых барсуков редко приходилось видеть. Идёшь, бывало, с глухариного тока, встаёт над лесом солнце. Остановишься, чтобы, присев на пенёк, хорошенько послушать и посмотреть. Увидишь барсука, осторожно пробирающегося у стволов деревьев и обнюхивающего каждую пядь земли. Лапы барсука похожи на маленькие крепкие лопаты. В случае опасности барсук может быстро зарыться в землю. Когда барсуки роют свои норы, они выгребают землю передними ногами, задними — выталкивают её наружу. Быстро, как машины, роют они норы.
Если вам придётся найти в лесу живые барсучьи норы — не трогайте их, не разоряйте и не убивайте полезных и добродушных зверей. Барсук стал в наших лесах очень редким животным. Совсем уничтожить этого зверя нетрудно.

Мышка.

Мышка. Картинки о животных для детей.
Мышка подготовила свою кладовую на зиму и наполнила ее зерном. Иногда мышки делают свою кладовую прямо на поле и каждую ночь носят в нее зерна. Нора мышки имеет несколько входов, и в ней есть «спальня» и несколько «кладовых». Зимой мышка спит только в холодную погоду, а в остальные дни ей надо есть, поэтому и запасает она еды так много! Вот как пишет об этом Виталий Бианки:
Готовятся к зиме. В. Бианки.
Мороз не велик, а зевать не велит: как грянет — разом  землю  и  воду скует льдом. Где тогда еды себе достанешь? Куда спрячешься?
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
Кому положено, улетел от голода и холода  на  крыльях.  Кто  остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы  пищи  впрок.  Особенно усердно таскают ее короткохвостые мышки-полевки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо в стогах и под хлебными скирдами и  каждую  ночь  воруют зерно.
К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка -  в  свой  вход. Под землей — спальня и несколько кладовых.
Зимой полевки собираются спать только в самые сильные морозы. Поэтому они делают  большие  запасы  хлеба.  В  некоторых  норах  собрано  уже  по четыре-пять килограммов отборного зерна.
Маленькие грызуны обворовывают хлебные поля. Надо  оберегать  от  них урожай.

Лиса и волк.

Лиса и волк. Картинки для детей.
Лиса к осени уже вырастила своих лисяток., поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе.
Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк.
Но вот шубку к зиме и лиса, и волк готовят. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.

Речевые упражнения по теме «Как животные готовятся к зиме?». Играем со словами.

Игра «Где чей дом?». Угадай, как продолжить.

В берлоге живет…
В норе может жить…
В хатке живет…
В дупле живет…
Под кустиком живет…
Если малыш ошибается, то можно поиграть в такую игру под названием «Помоги малышам найти домик». Малыши — зверюшки заблудились и потеряли свои домики. Где же их ждут мамы? Куда надо отнести бельчонка? А куда зайчонка? Где ждет малыша мама-медведица? А где ждет бобренка папа-бобр? Куда надо идти барсучонку? А куда ежонку? В игре малыш быстро запомнит, кто где живет. Для игры можно использовать игрушки или картинки.
Картинки всех зверей и их домов из статьи в самое ближайшее время будут выложены в большом разрешении  в нашей группе вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (в разделе «Документы»). Эти картинки можно распечатать и использовать для игр или презентаций. Следите за обновлениями на стене группы!

«Продолжи предложение»

В зимнем лесу никогда не встретишь…
В зимнем лесу можно встретить…
Осенью меняют шубки…
Осенью еж…

 «Назови животных ласково».

Белка – белочка,
лиса — … (лисичка),
медведь – (медведюшко, мишка),
заяц — … (зайчик, заюшка, заинька),
еж — … (ежик).

Игра «Построим мост. Самое длинное предложение об осени»

Возьмите фишки. В роли фишек могут выступать любые мелкие предметы: карандаши, шишки, пуговицы, ракушки, камешки, бруски из строительного материала или детали конструктора. Можно вырезать квадраты из плотного цветного картона. Одна фишка — это одно слово. Выкладываете одну фишку и называете одно слово. Например, «еж». Ребенок выкладывает вторую фишку и называет второе слово, присоединяя его к первому: «Бежит». «Еж бежит». Вы выкладываете третью фишку и называете третье слово. Можно называть два слова, если используется предлог: «По лесу. Еж бежит по лесу». Но каждое слово — это одна фишка! Спросите ребенка: «А это какое слово? Это слово «по». А это слово «лесу». Вместе получилось : по лесу». Далее ребенок добавляет свое слово. Например, «Осеннему». Получилось уже такое предложение: «Еж бежит по осеннему лесу» и у Вас выложено 5 фишек. Продолжайте расширять это предложение сколько сможете. Например, Ваш конечный итог может выглядеть так: «Колючий веселый еж бежит по осеннему золотому лесу и несет на спине сухие листочки». Правило — одно слово только один раз используется в предложении, чтобы не получилось «масло масляное» :)
Я обычно использую игровой вариант этого упражнения.Мы с детьми «строим мост» от одного берега реки до другого из наших фишек.
  • На старых обоях чертим два берега, через которые надо построить мост. Можно нарисовать «берега» мелом на линолеуме или выложить веревочки.
  • Обговариваем, зачем нужен этот мост. Например, козленок заблудился, ему надо домой, а  реку он переплыть  не может. Если мы построим мост из слов, то он перейдет по нему. Но мост нужен длинный, поэтому слов нам потребуется много!
  • Строим мост из слов, то есть составляем предложение. А заодно знакомимся с термином «предложение», учимся подбирать красивые образные выражения и строить сложные предложения в своей речи!
  • Когда мост готов, наш герой бежит весело по нему к маме.
  • Возможно строить предложения — мосты с любыми словами и в любой игровой ситуации: нужно машине проехать на другой берег, нужно Айболиту пройти к больному мишке и т.д. Можно строить не мост, а дорогу. 

Диалоги – драматизации на тему «Как животные готовятся к зиме». Лесной разговор.

Собрались звери на лесной полянке и начали о своих делах друг другу рассказывать. «Я буду зимовать в дупле»,  — сказала белочка. – «А на зиму я припасла себе еду – засушила грибы, собрала орехи и желуди».
«А я, — буду спать в берлоге», — басом сказал медведь. – Мне сейчас надо много съесть еды, чтобы всю зиму я смог спокойно спать. Зимой мне еда не нужна. Я приготовил себе берлогу. В  ней я буду спать зимой».
Разыграйте с ребенком этот разговор и продолжите его от лица разных зверей. Можно ввести и других персонажей – птиц  и насекомых. Пусть птицы расскажут, как они собираются улетать в дальние края, а насекомые поведают о том, как они прячутся в щелки да под кору от холодов и морозов.  Каждый персонаж рассказывает от себе, о своих осенних делах, о том, как он к зиме подготовился.
Для диалогов можете использовать игрушки – зайку, лису, мишку, мышку, белочку. Можно вырезать силуэты зверюшек или использовать картинки. Играя в диалог животных, ребенок закрепляет полученные знания о мире природы в интересной и увлекательной формеИ что еще важно – малыш учиться применять полученные знания в жизни! Это гораздо лучше и эффективнее, чем «мучать» ребенка вопросами: «А как заяц готовился к зиме? Вспомни, а как барсук готовился к зиме? Вспомни…» Ребенок вспомнит, а через несколько дней… забудет!  А вот ту информацию, которую ребенок использовал в игре, он не забудет никогда! Ведь это было им прожито и прочувствовано, это было интересно и эмоционально, это было так ярко и увлекательно! Играйте и развивайте малыша в игре! И успех будет гарантирован!
Дети очень любят разыгрывать такие диалоги зверей с помощью пальчикового театра. Пальчиковый театр не обязательно покупать или шить или вязать. Можно его быстро сделать из подручных материалов, имеющихся в каждом доме.

Как просто можно сделать пальчиковый театр по теме «Как животные готовятся к зиме».

Как сделать пальчиковый театр
  • Нарисуйте сами животных или распечатайте готовые картинки и наклейте каждую на тонкую полоску плотного картона. Ширина полоски примерно 1см. Длина 7-8 см. Можно картинки раскрашивать, а можно оставить такими как есть – черно-белыми. Раскрашивать картинки цветными карандашами очень полезно для ребенка. Это развивает мелкую моторику, поэтому можете привлечь малыша к этому делу. Ведь готовить игрушки для своей будущей игры всегда интересно для ребенка!
  • Возьмите полосу картона шириной 3-4 см и длиной примерно 8-10 см. Склейте из нее с помощью скотча «колечко» на пальчик ребенка. Точный размер детали зависит от размера пальчика ребенка – «колечко» должно свободно на него надеваться и сниматься, но при этом не должно спадать с пальца.
  • Готовую полоску картона с приклеенным к ней изображением животного вставьте вовнутрь «колечка» и наденьте на пальчик. Можно менять персонажей, вставляя их в «колечко» и доставая их. Получается пальчиковый театр.
  • В этом пальчиковом театре один ребенок может как выполнять роль одного животного, так и играть несколько ролей. Каждое животное рассказывает о том, как оно подготовилось к зиме.
  • Для проведения диалога – игры малышу понадобиться Ваша помощь. Возьмите на себя одну из ролей, задавайте вопросы, подсказывайте новые сюжеты и темы для обсуждения!

как сделать пальчиковый театр

Как сделать пальчиковый театр

Как провести игру-драматизацию на тему «Как звери готовятся к зиме». Сюжеты для игры.

Как основу для такой драматизации детьми диалога между животными, можно взять народную песенку.
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Сели звери на плетень,
Похвалялися весь день.
И далее зверюшки начинают похваляться, как они к зиме подготовились. Для малыша 3-4 лет достаточно использовать самые простые персонажи – заяц, белка, еж, мышка, медведь, лиса и волк.
Для более старших детей 5-7 лет можно взять как основу для драматизации диалога животных рассказ Николая Сладкова. Пусть ворон задает вопросы животным, а они ему отвечают. Сначала мама может взять на себя роль ворона и задавать вопросы зверюшкам о том, как они к зиме готовятся. Потом поменяйтесь ролями. Каждый раз меняйте состав животных, отвечающих на вопрос Ворона.
Сказка для детей об осени Николая Сладкова.
«- Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
- Готовы, готовы, готовы…
- А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
- Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
- Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
- Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
- Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
- Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
- Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
- А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
- Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
- Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала».
 Также можно использовать для инсценирования сказку о том, как животные готовятся к зиме  Г. А. Скребицкого «Всяк по-своему» 


Комментариев нет:

Отправить комментарий